Новости и статьи

Все что нужно знать про КАСКО

В отличие от обязательного ОСАГО, защита от рисков собствен­ного авто­мобиля — дело исключи­тельно добро­вольное, хотите страхуйте, хотите нет. Хотя всё чаще — добровольно-принуди­тельное. Ведь едва ли не каждая вторая новая машина в России приобрета­ется в кредит. Через банки работают и государ­ственные льготные программы покупки авто­мобилей, а там, где деньги даются взаймы, кредиторы хотят защитить себя от любых рисков. И КАСКО уже становится необходимым условием получения займа. Да и сами дилеры часто готовы дать на машину дополни­тельную скидку, если вы её застрахуете — потому что получат свой процент с этой сделки от страховой компании (СК). Поэтому давайте разберёмся, как оформить и использо­вать полис КАСКО с максимальной выгодой.


В чём разница между ОСАГО и КАСКО


Принципиальная. Мы уже рассказывали, что ОСАГО — это страхование собственной ответ­ствен­ности перед другими участниками дорожного движения в тех случаях, когда вы становитесь виновником ДТП.


Оформляя полис КАСКО, вы страхуете свой и только свой авто­мобиль. Зато, в теории, от всех бед, которые могут с ним приключиться, вне зави­симости от того, кто станет их причиной — вы сами, другие лица или природные явления. Таким образом, по вашему полису ОСАГО получают возмещение пострадав­шие от ваших действий, а по КАСКО — вы сами.


Второе существенное различие между двумя видами страхо­вания заключается в том, что механизмы ОСАГО жёстко регулиру­ются государ­ством: оно определяет тарифные коридоры, поправочные коэффи­циенты, максимальные суммы возмещений, сроки действия полисов и т.д. А КАСКО – дело добро­вольное не только для водителей, но и для страховых компаний — и каждая сама решает, на каких условиях страховать авто­мобиль, сколько должен стоить полис и каким образом компенси­ровать ущерб. Поэтому и у авто­владельцев намного шире выбор, требующий вниматель­ного изучения всех аспектов этого вида страхования.


Что страхует КАСКО


Обычно полис КАСКО предлагает защиту от рисков угона и ущерба. Иногда отдельным пунктом страхо­вания выделяют полную гибель авто­мобиля. С угоном, который ещё могут называть в договоре хищением или кражей, всё вроде понятно: если машина пропала и полиция признала факт преступ­ления, то пострадавшему авто­владельцу полагается возмещение. Однако на деле его получение обычно обставлено дополни­тельными условиями. Например, сумму могут существенно снизить, а то и вовсе отказать в выплатах, если угнанная машина не была постав­лена на учёт в ГИБДД. С таким договором после реги­страции авто­мобиля нужно обязательно уведомить об этом факте страховую компанию.

Под ущербом понимается любое повреждение автомобиля:


  • в ДТП, вне зависимости от того, кто стал виновником;

  • при пожаре, а также из-за урагана, града, падения дерева или сосульки и т.п.;

  • во время столкновения с животными;

  • из-за вандализма.


К ущербу относится и кража отдельных деталей машины. Будь то колёса, фары, зеркала или элементы салона.


Но и тут есть нюанс, на который стоит обратить внимание при заключении договора. У многих СК стандартные условия распро­страняются только на заводское оснащение автомобиля. А за любое нештатное оборудо­вание, например, дополни­тельные световые приборы, специально установ­ленную мульти­медийную систему, нестан­дартные элементы кузова или нештатные колёса придётся доплачивать. Если, конечно, они ценные и вы хотите их застраховать.


Также в качестве дополнения к договору по КАСКО компания может предлагать страхо­вание жизни пассажиров автомобиля или пере­возимых в нём домашних питомцев.


На что обратить внимание при покупке полиса КАСКО


Поскольку каждая страховая компания устанав­ливает свои правила и тарифы КАСКО, стоит внима­тельно изучить предло­жения хотя бы нескольких компаний. Это касается не только расценок и тарифов. Подробно выясните, какие риски ущерба покрывает полис. Страховая может, например, не выплачивать компенсации за повреж­дения в результате удара молнии, навод­нения или града. Или попросит за это доплату при оформ­лении страховки.


Часто страховка от угона начинает работать только с момента, когда на машине будут установ­лены все преду­смотренные в договоре противо­угонные системы. Если в полисе есть ссылка на необходимость наличия противо­угонной системы, а после хищения машины оказывается, что вы не можете предоставить подтверж­дения её установки и обслужи­вания, это посчитают нарушением договор­ных обяза­тельств — с максимально печальными для вас послед­ствиями.


Ещё внимательнее нужно относиться к изучению условий и порядка возмещения — там может быть много подводных камней. Самое расхожее требо­вание — сдать страховщику два комплекта ключей и документы от угнанной машины. Их рассматри­вают как подтвер­ждение, что угон – не мошенни­чество, при котором вы сами могли передать их похитителям, или результат откровен­ной халат­ности с вашей стороны. Если один из ключей от машины в процессе эксплу­атации куда-то пропал, но вы не сообщили об этом страховой вовремя, есть риск не получить возмещение.


Могут быть и условия, кажущиеся пустяковыми, но лишь до момента, когда их придётся выполнять. Например, если строго лимити­ровано время обращения с заявле­нием о наступ­лении страхового случая. Или подать его нужно лишь в конкретный офис, и нельзя сделать это дистанци­онно в электронной форме. Словом, отнеситесь к изучению условий страхования ответ­ственно, чтобы не попасть в ловушку.


От чего зависит цена полиса КАСКО


Каждая страховая компания сама решает, какие условия и в какой мере влияют на цену полиса. Но, как и в случае с ОСАГО, большую роль отводят возрасту водителя и его стажу. Если полис КАСКО оформ­ляется на нескольких водителей, то расчёт стоимости проведут по данным самого молодого и неопытного. Учитыва­ется и опыт безаварийного вождения: данные, становился ли человек виновным или постра­давшим в ДТП, доступны всем страховым компаниям. С 2020 года в рамках либерали­зации ОСАГО страховщики ещё и получают данные ГИБДД о серьёзных наруше­ниях, совер­шённых водителями. Поэтому эту информацию также могут использовать при формиро­вании цены на полис КАСКО.


Если стоимость ОСАГО зависит только от мощности двигателя авто­мобиля, то при расчёте КАСКО учитыва­ются прежде всего его марка, модель и возраст. Эти параметры определяют риск угона машины, который страховая компания рассчиты­вает исходя из статистики подобных происше­ствий. При этом страховщики, устанав­ливая коэффи­циент за ту или иную модель, ориентиру­ются сначала на собственную аналитику по выплатам за угоны, а уже потом — на данные МВД. Влияют марка и модель автомобиля и на цену полиса в части страхо­вания ущерба — ведь риски по этому возмещению зависят от стоимости ремонта и цен на запчасти к машине.


Опции полиса КАСКО — будь то выезд представителя компании (аварийного комиссара) на место ДТП или подменный авто­мобиль на время ремонта — дополни­тельно поднимают стоимость страховки. Поэтому нужно ещё на стадии подписания договора трезво оценить, какие из них необходимы, а от чего можно отказаться.


Как сэкономить на КАСКО


Самый простой и действенный способ сэкономить на КАСКО — хорошо подумать перед покупкой полиса, так ли он вам нужен в действи­тельности. Может оказаться, что застраховав на круглую сумму старую машину с большим пробегом, вы в итоге мало что получите в случае её угона или повреж­дения в ДТП. Но если понимаете, что полис точно нужен, тогда вот несколько способов сделать его дешевле. Однако учтите — у каждого из них есть и обратная сторона.


Франшиза


Это сумма убытков, которую водитель по договорён­ности со страховой компанией покрывает за свой счёт. А СК в свою очередь оплачивает всё, что франшиза компенсировать не в состоянии. Например, с франшизой до 5000 рублей все повреж­дения, стоимость устранения которых меньше или равна этой сумме, будет оплачи­вать сам владелец. Если ущерб оценят в 11 000 рублей, то страховая оплатит ремонт за вычетом франшизы, то есть выплатит 6000 рублей.


Чем франшиза больше, тем страховка дешевле. Однако это выгодно, только если риск попасть в ДТП у вас минимален: вы очень опытный водитель или редко ездите. Интенсивная эксплу­атация автомати­чески увеличивает риск мелких неприят­ностей — царапин, полученных на парковках, трещин от камней на лобовом стекле, украденных эмблем и т.д. И сэкономив, по сути, один раз в год при покупке полиса, вы будете вынуждены платить за каждый мелкий ремонт из своего кармана.


Полис с агрегатной суммой


В таком полисе обозначен лимит страховых выплат на срок страхования. Например, вы страхуете машину на год на сумму в 500 000 рублей. Если в течение года вы попадёте в несколько аварий, страховая будет возмещать ущерб лишь до тех пор, пока сумма всех выплат не дойдёт до полу­миллиона. За все следующие повреж­дения до конца года вы не получите ни рубля. Такой полис обычно стоит на 15–25% дешевле аналога с неагрегатной суммой. Но подобная экономия не всегда стоит риска в какой-то момент остаться с разбитой машиной и перс­пективой чинить её за свои деньги.


Ограничение списка рисков


С выгодой для автовладельца застраховать только угон или только ущерб предлагают многие страховые компании. Другой вариант заплатить меньше — сократить в полисе круг причин возмещения «ущерба». Например, исключив всё, кроме ДТП. Кажется, это может быть выгодно. Но с вами скорее всего не согласятся те, чья машина утонула на стоянке во время аномальных ливней. Или те, на чью машину коммуналь­щики уронили ледяную глыбу с крыши. Ведь в случае ограни­чения рисков владельцы этих машин ничего не получили за эти повреждения.


КАСКО + ОСАГО


Стремясь привлечь клиентов, СК может дать дополни­тельную скидку на КАСКО при одно­временном оформ­лении у неё же и полиса ОСАГО. В 2020 году для таких случаев даже ввели новый офици­альный бланк страховки с данными обоих полисов.


Но в таком «комбо» тоже есть подводные камни. С августа 2020 года тарифы обяза­тельного страхо­вания либерали­зуются, на них будет влиять страховая история водителя и внутренние правила страховой компании. В итоге можно получить скидку на КАСКО, но при этом заплатить за ОСАГО «по полной». И где тут выгода? Поэтому, заключая сразу два договора страхования, нужно каждый из них проверять и сверять с предло­жениями других компаний – иметь КАСКО и ОСАГО от разных СК закон не запрещает.


Полис с телематическим оборудованием


Относительно новая услуга на российском рынке: страховщик устанав­ливает в машину оборудо­вание, которое на протяжении одной-двух недель фиксирует параметры и стиль езды авто­владельца. На основании полученных данных — интенсив­ности разгонов и торможений, данных о средней скорости и т.д. — СК смотрит, насколько водитель аккуратен, велик ли риск его попадания в аварию и, в конечном счёте, определяет индивиду­альные условия страхования.


Для аккуратных и законопослушных водителей такие условия окажутся суще­ственно выгоднее. Однако здесь тоже многое будет опреде­ляться и настройками оборудования, и трактовкой страховщиков. Что считать слишком резким торможе­нием и слишком быстрым разгоном? Причиной и того, и другого может быть как ваша невнима­тельность, так и, наоборот, точная и един­ственно верная реакция на ошибки других участников движения, которая помогла избежать ДТП.


Полис с обязательными условиями эксплуатации


Страховая компания может внести в договор дополни­тельные пункты, снижающие риск угона машины и, за счёт этого, и цену КАСКО для авто­владельца. Однако необходи­мость установить GPS-сигнали­зацию, парковать машину только на охраня­емых стоянках и прочие ограни­чения сами по себе обойдутся в круглую сумму в год. Подумайте, насколько они соизмеримы с единожды получаемой скидкой на полис. Не исключено, что проще доплатить, но не устанав­ливать дорогую спутниковую систему, которая ещё и не гаранти­рует 100-процентную защиту от професси­ональных угонщиков.


На какой срок оформляется КАСКО


Обычно полис КАСКО оформляют на год, но если внутрен­ние правила страховой компании позволяют, можно как сократить, так и увели­чить этот срок. Договор больше чем на год, скорее всего, будет выгоден либо предельно аккуратным водителям с длинным стажем без­аварийной езды, либо лояльным клиентам страховой компании, которые могут рассчиты­вать на дополни­тельные скидки.


Слишком короткая страховка, на 1–3 месяца, не имеет большого смысла с точки зрения экономии. Для таких полисов оставляют уровень взносов не ниже 30–50% от стоимости годовой страховки, чтобы сделать «короткое» КАСКО непривлека­тельным для мошенников. Короткая страховка имеет смысл, если вы действи­тельно пользуетесь машиной не круглый год. Или хотите на месяц-другой передать её кому-то из близких с небольшим опытом вождения.


Какие документы нужны для оформления полиса КАСКО


Из обязательных для заключения договора документов понадобятся паспорт страхова­теля, данные «прав» всех водителей, допущенных к управ­лению, СТС и ПТС на авто­мобиль. От страхо­вателя, не являю­щегося собствен­ником автомо­билем, иногда требуется доверен­ность на заключе­ние договора. Однако список документов может быть и расширен. Например, страховая вправе попросить показать договор о покупке авто­мобиля для уточнения его стоимости, преды­дущий договор КАСКО, если машину страховали в другой компании, а также документы на покупку и установку дополни­тельного оборудо­вания, не преду­смотрен­ного серийной комплектацией. И, конечно, предста­витель страховой компании должен будет осмотреть машину, зафикси­ровать её состояние и имеющиеся на момент заключения договора повреждения.


Как возмещается ущерб по КАСКО


Сроки возмещения и его форма должны быть обязательно чётко обо­значены в договоре. Расплыв­чатые формулировки тут — первый намёк, что страховая станет максимально затягивать этот процесс.


В отличие от ОСАГО, где натуральное возмещение стало приоритетной формой, в КАСКО вы можете согласовать и прописать в договоре такие условия, какие удовлет­ворят и вас, и страховщика. Если выберите ремонт, то вправе как согласиться на станции-партнёры страховой, так и предложить свой авто­сервис — это тоже нужно прописать заранее в договоре. Счёт за ремонт оплатит СК, а лимит тут будет обозначен не законом, как в ОСАГО, а условиями договора с авто­владельцем.


Можно взять возмещение и деньгами вместо ремонта — после того, как эксперт страховой просчитает размер ущерба. Если вы не согласны с расчётом, имеете право его оспорить и назначить независимую экспертизу.


Когда могут отказать в возмещении


Можно лишиться выплаты в обстоятель­ствах, относящихся к форс-мажорным. Они обычно прописаны в договоре очень чётко – к ним относятся войны, техногенные ката­строфы и прочие непред­сказуемые бедствия. Кроме того, арест, реквизиция и изъятие авто­мобиля тоже не считаются страховым случаем.


Если автомобиль пострадал в теракте, то по КАСКО его восста­новить не удастся, однако государ­ство даёт право получить в этом случае возмещение другим образом — как от вреда, причинён­ного в результате теракта, в соответ­ствии со статьёй 18 закона «О противо­действии терроризму».


К числу более прозаических, но бесспорных причин отказа относится, например, состояние опьянения водителя в момент ДТП. Это право страховщика подтверж­дено пленумом Верховного суда. Отказ вынесут, если в момент аварии машиной управлял не вписанный в полис водитель или она эксплуати­ровалась в условиях, отличных от установ­ленных договором. О последнем правиле стоит помнить тем, кто любит внедорожные приключе­ния или жить не может без гонок в трек-дни. За повреж­дения во время этих забав страховая может не заплатить, если они не были специально прописаны в договоре.

Нет комментариев

Добавить комментарий